+7 /499/341-41-11
school start
“Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”
В.А.Сухомлинский

Песочная терапия

Песочная терапия — один из видов арт-терапии, основанный на работе с песком и маленькими фигурками.

Играя с песком, независимо от возраста, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы лучше его рассмотреть, определить свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть новые источники внутренней энергии, прикоснуться к больным местам, найти лучшее решение в сложной ситуации.

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ПЕСОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ?

Игра – одна из наиболее эффективных форм работы с детьми.

Песок способен забирать отрицательную энергию ребенка.

Песок способствует развитию мелкой моторики ребенка и, тем самым, воздействует на зоны коры головного мозга, отвечающие за формирование речевых навыков.

Песок, как чрезвычайно податливый материал, стимулирует ребенка к творчеству и фантазии.

Песочная игра дает ощущение уверенности в возможности строить и менять мир, безболезненно исправлять ошибки и экспериментировать.

Песок позволяет развивать навыки сюжетно-ролевой игры, а также коммуникативные навыки.

Песочная терапия основывается на теории Юнга, которая гласит, что в нашем бессознательном каждый встречающийся предмет образует некие связи. Ассоциативные. Обращаясь к этому типу терапии, мы снимаем внутреннее напряжение, повышаем уверенность в себе, раскрываем для себя новые пути развития. Так, прикасаясь к песку, мы ощущаем покой, а также вспоминаем все хорошее, что было связано с песком в детстве: кто-то ― жаркое лето и холодную речку, а кто-то ― морские камни и ракушки. А также неизменное палящее летнее солнце. Детство, беззаботность, счастье.

Песочная терапия для малышей

Наверняка вы заметили, что ваше чадо в определенный возрастной период (около года) постоянно щупает пальчиками окружающие предметы, любит перебирать мелкие камешки, мять глину или пластилин. А еще ― запускать пальцы в краску, суп, кашу, сыпучие крупы, порошок ― и все, что попадет под руку. Все это нормально и даже закономерно: ощупывая разные по составу и структуре материи, малыш учится общаться с окружающим миром. Нам, взрослым, это трудно представить, но без этого этапа он и не может перейти на новый ― этап общения с более сложными предметами: ложками, вилками, карандашами, шнурками и ключами.

Уже в этом возрасте песочная терапия для детей способна помочь приблизить этот самый этап ― когда ваш малыш начнет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться.
Почему дети исследуют окружающий мир? Ведь их этому никто не учил. Видимо, такую программу в нас заложила сама природа, ведь малыши пробуют все на вкус еще в утробе матери, и продолжают это делать после рождения, но уже более осознанно.

Песочная терапия для дошкольников

Устраивать песочную терапию для дошкольников намного проще ― с одной стороны, ребенок уже не раскидывается песком, он контролирует свои движения, аккуратен и послушен. Но с другой стороны, и сложнее. Ведь именно тут начинается собственно песочная терапия как она есть.

Зачем все это нужно? Для подросшего малыша работа с песком имеет уже немного другой смысл. Все, что человек создает на песке, созвучно его внутренним переживаниям. Только вот маленьким детям зачастую они непонятны. Ребенок не может высказать, сформулировать то, что его волнует. А игры с податливым материалом как раз могут в этом сильно помочь. Именно поэтому используется сегодня песочная терапия ― в игровой форме психологу подавать материал намного легче, как и намного легче устанавливать контакт с ребенком, легче добиться от него ответной правильной речи.

Песок и маленькие фигурки ― этого достаточно, чтобы придумывать волнующие сюжеты, проигрывать конфликтные ситуации, освобождаясь от напряжения и невысказанности. Полученный в такой простой песочнице опыт поможет малышу стать раскованнее и смелее в реальной жизни, стать успешным. Научиться понимать себя и других.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия для детей — это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Метод песочной терапии предполагает недирективный подход к клиенту и успешно используется как в работе с детьми, так и в работе со взрослыми.

Песочная терапия для детей активизирует правое полушарие и дает возможность клиенту проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии человека.

Метод песочной терапии для детей эффективно применяется в нашем центре для решения разнообразных психологических проблем.

Песочная терапия — как разновидность арт-терапии — ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент — на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Количество встреч при таком виде работы не определяется. Здесь все строится на эмоциональных возможностях ребенка. Терапевт следует за ним, позволяя выражаться и отыгрывать требуемые моменты.

Развивающие занятия с методами арттерапии.

Лепка (работа с глиной и пластилином)

Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми.

Глина, пластилин.

Вместе с детьми мы изучаем глину. Какая она на ощупь, на что она похожа. При лепке нельзя сделать ошибку, это просто невозможно! И это очень важно для детей. Глинотерапия – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей. В то же время детям со склонностью к вербализации (таких деток часто обвиняют в болтливости) помогает избавиться от избытка слов.

Глинотерапия для детей может проводиться как индивидуально, так и в группах. В процессе совместной лепки дети ведут замечательные беседы, взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или гли­ну для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получа­ется исцеление через самовыра­жение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызги­вание, смешение, подбор или им­пульсивное рисование красками - это будет красиво!

Изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным действием.

В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ.

Арт-терапия:

- Создает положительный эмоциональный настрой.

- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

- Развивает чувство внутреннего контроля. Арт - терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.